События и слушатели

Событие Event - это объект, описывающий изменение состояния источника, с которым оно связано. Примером события, в котором участвует пользователь, являются нажатие кнопки, выбор элемента из списка, ввод символа с клавиатуры и т.д. Событие может происходить и без участия пользователя при использовании таймера.

Слушатель Listener - это уведомляемый о некотором событии объект. Чтобы слушатель смог реагировать на определенное событие источника он должен быть им зарегистрирован, т.е. подключен к источнику. Listener должен реализовывать определенные методы для получения и обработки уведомлений о событии.

Listener находится в постоянном ожидании, пока в источнике, в котором он зарегистрирован, не наступит соответствующее событие, при возникновении которого слушатель получает управление. Также слушателю передается объект события (источник), чтобы он смог правильно на него отреагировать. Таким образом, источник вызывает метод-обработчик события, определенный в классе, являющемся блоком прослушивания. В качестве блоков прослушивания иногда используют внутренние классы. В этом случае в методе, регистрирующем блок прослушивания в качестве параметра, используется объект этого внутреннего класса.

После обработки события слушатель возвращает управление. Таким образом, для обработки события вызываются только те слушатели, которые на него "подписались", т.е. были зарегистрированы источником.

Типы событий и слушателей

В пакете java.awt.event определены интерфейсы слушателей для каждого из определенных в нем типов событий (например, для событий MouseEvent определено два интерфейса слушателей: MouseListener и MouseMotionListener). Все интерфейсы слушателей событий являются расширениями интерфейса java.util.EventListener. В этом интерфейсе не определяется ни один из методов, но он играет роль базового интерфейса, в котором однозначно определены все слушатели событий как таковые.Т.е. слушатель наследуется от интерфейса EventListener и предназначен для обработки определенного типа событий. При этом Listener содержит один или несколько методов, которые принимают объект события в качестве единственного параметра и вызываются в определенных ситуациях.

Интерфейс слушателя событий Listener может включать несколько методов. Например, класс событий, подобный MouseEvent, описывает несколько событий, связанных с мышью, таких как события нажатия и отпускания кнопки мыши. Эти события вызывают различные методы соответствующего слушателя.

В таблице приведены определенные в пакете java.awt.event типы событий, соответствующие им слушатели, а также методы, определенные в каждом интерфейсе слушателя.

Класс событияИнтерфейс слушателяОбработчики события
ActionEvent ActionListeneractionPerformed(ActionEvent e)
AdjustmentEvent AdjustmentListeneradjustmentValueChanged(AdjustmentEvent e)
ComponentEvent ComponentListenercomponentResized(ComponentEvent e)
componentMoved(ComponentEvent e)
componentShown(ComponentEvent e)
componentHidden(ComponentEvent e)
ContainerEvent ContainerListenercomponentAdded(ContainerEvent e)
componentRemoved(ContainerEvent e)
FocusEvent FocusListenerfocusGained(FocusEvent e)
focusLost(FocusEvent e)
ItemEvent ItemListeneritemStateChanged(ItemEvent e)
KeyEvent KeyListenerkeyPressed(KeyEvent e)
keyReleased(KeyEvent e)
keyTyped(KeyEvent e)
MouseEvent MouseListener mouseClicked(MouseEvent e)
mousePressed(MouseEvent e)
mouseReleased(MouseEvent e)
mouseEntered(MouseEvent e)
mouseExited(MouseEvent e)
MouseMotionListenermouseDragged(MouseEvent e)
mouseMoved(MouseEvent e)
TextEvent TextListenertextValueChanged(TextEvent e)
WindowEvent WindowListenerwindowOpened(WindowEvent e)
windowClosing(WindowEvent e)
windowClosed(WindowEvent e)
windowIconified(WindowEvent e)
windowDeiconified(WindowEvent e)
windowActivated(WindowEvent e)

Корнем иерархии классов событий является суперкласс EventObject из пакета java.util. Данный класс содержит два метода: getSource(), возвращающий источник событий, и toString(), возвращающий строчный эквивалент события. Чтобы узнать, в каком объекте произошло событие, нужно вызвать метод getSource(), возвращающий значение типа object. Следовательно, один и тот же слушатель можно подключить к разным источникам.

Классы-адаптеры, Adapter

Для каждого интерфейса слушателей событий, содержащего несколько методов, в пакете java.awt.event определен класс-адаптер Adapter. Когда нужен только один или два таких метода, иногда проще получить подкласс класса-адаптера, чем реализовать интерфейс самостоятельно. При использовании адаптера требуется лишь переопределить те методы, которые нужны, а при прямой реализации интерфейса необходимо определить все методы, в том числе и ненужные в данной программе.

Заранее определенные классы-адаптеры называются также, как и интерфейсы, которые они реализуют. Но в этих названиях Listener заменяется на Adapter; например MouseAdapter, MouseMotionAdapter, WindowAdapter и т.д.

Описание класса-адаптера действий с мышью, MouseAdapter

public abstract class MouseAdapter implements MouseListener
{ 
    public void mouseClicked(MouseEvent e){} 
    public void mousePressed(MouseEvent e){} 
    public void mouseReleased(MouseEvent e){} 
    public void mouseEntered(MouseEvent e){} 
    public void mouseExited(MouseEvent e){}  
}  

public abstract class MouseMotionAdapter implements MouseMotionListener
{ 
    public void mouseDragged(MouseEvent e){} 
    public void mouseMoved(MouseEvent e){}  
} 

Классов-адаптеров всего семь. Кроме уже упомянутых трех классов, это классы ComponentAdapter, ContainerAdapter, FocusAdapter и KeyAdapter.

События, связанные с визуальными компонентами AWT

В следующей таблице приведен список визуальных компонентов пакета AWT и событий, которые они порождают.

КомпонентСобытиеОписание
ButtonActionEvent Пользователь нажал кнопку
CheckBoxItemEvent Пользователь установил или сбросил флажок
CheckBoxMenuItemItemEvent Пользователь установил или сбросил флажок рядом с пунктом меню
ChoiceItemEvent Пользователь выбрал элемент списка или отменил его выбор
ComponentComponentEvent Элемент либо перемещен, либо он стал скрытым, либо видимым
FocusEvent Элемент получил или потерял фокус ввода
KeyEvent Пользователь нажал или отпустил клавишу
MouseEvent Пользователь нажал или отпустил кнопку мыши, либо курсор мыши вошел или покинул область, занимаемую элементом, либо пользователь просто переместил мышь или переместил мышь при нажатой кнопке мыши
ContainerContainerEvent Элемент добавлен в контейнер или удален из него
ListActionEvent Пользователь выполнил двойной щелчок мыши на элементе списка
ItemEvent Пользователь выбрал элемент списка или отменил выбор
MenuItemActionEvent Пользователь выбрал пункт меню
ScrollbarAdjustmentEvent Пользователь осуществил прокрутку
TextComponentTextEvent Пользователь внес изменения в текст элемента
TextFieldActionEvent Пользователь закончил редактирование текста элемента
WindowWindowEvent Окно было открыто, закрыто, представлено в виде пиктограммы, восстановлено или требует восстановления

Регистрация слушателя Listener

Для регистрации слушателя источник использует специальные методы. Как правило, имена методов имеют форму addXxxListener(XxxListener listener) или setXxxListener(XxxListener listener), где Xxx - это имя события, а listener - ссылка на слушателя событий.

Пример использования слушателя ActionListener

package test;

import java.awt.Dimension;
import java.awt.FlowLayout;
import java.awt.event.ActionEvent;
import java.awt.event.ActionListener;
 
import javax.swing.JButton;
import javax.swing.JFrame;
import javax.swing.JPanel;
import javax.swing.JTextField;
 
public class TestFrame extends JFrame
{
 	 private static final long serialVersionUID = 1L;

 	 private JTextField textField;
 	 private JButton    button1;
 	 private JButton    button2;
 	 private JButton    button3;
 	
     public TestFrame() {
          super("Test frame");
          createGUI();
     }
 
     public void createGUI() {
          setDefaultCloseOperation(JFrame.EXIT_ON_CLOSE);
 
          JPanel panel = new JPanel();
          panel.setLayout(new FlowLayout());
 
          button1 = new JButton("Button 1");
          button1.setActionCommand("Button 1 was pressed!");
          panel.add(button1);
 
          button2 = new JButton("Button 2");
          button2.setActionCommand("Button 2 was pressed!");
          panel.add(button2);
 
          button3 = new JButton("Button 3");
          button3.setActionCommand("Button 3 was pressed!");
          panel.add(button3);
 
          textField = new JTextField();
          textField.setColumns(23);
          panel.add(textField);
 
          ActionListener actionListener = new TestActionListener();
           
          button1.addActionListener(actionListener);
          button2.addActionListener(actionListener);
          button3.addActionListener(actionListener);
           
          getContentPane().add(panel);
          setPreferredSize(new Dimension(320, 100));
     }
 
     public class TestActionListener implements ActionListener {
          public void actionPerformed(ActionEvent e) {
              textField.setText(e.getActionCommand());
          }
     }
 
     public static void main(String[] args) {
          javax.swing.SwingUtilities.invokeLater(new Runnable() {
               public void run() {
                    JFrame.setDefaultLookAndFeelDecorated(true);
                    TestFrame frame = new TestFrame();
                    frame.pack();
                    frame.setLocationRelativeTo(null);
                    frame.setVisible(true);
               }
          });
     }
}

Интерфейс приложения представлен на рисунке.

Программный вызов события

Событие вызывается автоматически, при наступлении определенных условий. Но можно событие создать и вызвать программно (fire event).

В предыдущий пример были внесены изменения во внутренний класс TestActionListener, в результате чего по нажатию на кнопку button3 создается и вызывается новое событие.

public class TestActionListener implements ActionListener {
    public void actionPerformed(ActionEvent e) {
        JButton button = (JButton) e.getSource();
        System.out.println (button.getText() + ", " + e.getActionCommand());
        if (e.getSource() != button3) {
            textField.setText(e.getActionCommand());
        } else {
            ActionEvent e1 = new ActionEvent(button2, Event.MOUSE_DOWN, "Button 2 was pressed programmatically!");
            ActionListener[] listeners = button2.getActionListeners();
            listeners[0].actionPerformed(e1);
        }
    }
}

После нажатия на кнопку button3 в консоли будет выведена следующая информация :


Button 3, Button 3 was pressed!
Button 2, Button 2 was pressed programmatically!
 
  Рейтинг@Mail.ru