Афоризм
Сиюминутные порывы нередко штопаешь всю жизнь.
Последние статьи

 • Активности Android
Многоэкранные Android приложения
 • Fragment dynamic
Динамическая загрузка фрагментов в Android
 • Fragment lifecycle
Жизненный цикл Fragment'ов в Android
 • Fragment example
Пример Fragment'ов в Android
 • Data Binding
Описание и пример Data Binding
 • Пример MVVM
Пример использования MVVM в Android
 • Компонент TreeTable
Описание компонента TreeTable для Swing
 • Пример TreeTable
Пример использования TreeTable
 • Хранилища Android
Внутренние и внешние хранилища данных
 • Пример SQLite
Пример использования SQLite в Android
 • WebSocket
Описание и пример реализации WebSocket
 • Визуальные компоненты
Улучшен компонент выбора даты из календаря
 • Анимация jQuery
Описание и примеры анимации элементов DOM
 • APK-файл Android
Создание apk-файла для android устройств, .dex файлы
 • платформа JaBricks
Платформа OSGi-приложения JaBricks
Поддержка проекта

Если Вам сайт понравился и помог, то будем признательны за Ваш «посильный» вклад в его поддержку и развитие
 • Yandex.Деньги
  410013796724260

 • Webmoney
  R335386147728
  Z369087728698

Тестирование программы, JUnit

JUnit — библиотека для модульного тестирования программ Java. Созданный Кентом Беком и Эриком Гаммой, JUnit принадлежит семье фреймворков xUnit для разных языков программирования, берущей начало в SUnit Кента Бека для Smalltalk. JUnit породил экосистему расширений — JMock, EasyMock, DbUnit, HttpUnit и т. д.

Библиотека JUnit была портирована на другие языки, включая PHP (PHPUnit), C# (NUnit), Python (PyUnit), Fortran (fUnit), Delphi (DUnit), Free Pascal (FPCUnit), Perl (Test::Unit), C++ (CPPUnit), Flex (FlexUnit), JavaScript (JSUnit).

JUnit – это Java фреймворк для тестирования, т. е. тестирования отдельных участков кода, например, методов или классов. Опыт, полученный при работе с JUnit, важен в разработке концепций тестирования программного обеспечения.

Пример теста JUnit

import org.junit.Test;
import junit.framework.Assert;
 
public class MathTest {
    @Test
    public void testEquals() {
        Assert.assertEquals(4, 2 + 2);
        Assert.assertTrue(4 == 2 + 2);
    }
 
    @Test
    public void testNotEquals() {
        Assert.assertFalse(5 == 2 + 2);
    }
}

Необходимость использования JUnit

JUnit позволяет в любой момент быстро убедиться в работоспособности кода. Если программа не является совсем простой и включает множество классов и методов, то для её проверки может потребоваться значительное время. Естественно, что данный процесс лучше автоматизировать. Использование JUnit позволяет проверить код программы без значительных усилий и не занимает много времени.

Юнит тесты классов и функций являются своего рода документацией к тому, что ожидается в результате их выполнения. И не просто документацией, а документацией которая может автоматически проверять код на соответствие предъявленным функциям. Это удобно, и часто тесты разрабатывают как вместе, так и до реализации классов. Разработка через тестирование — крайне популярная технология создания серьезного программного обеспечения.

Виды тестирования и место JUnit тестирования в классификации

Тестирование программного обеспечение можно разделить на два вида:

  • тестирование черного ящика;
  • тестирование белого ящика.

Во время тестирования программы как черного ящика внутренняя структура приложения в расчет не принимается. Все, что имеет значение, это функциональность, которую приложение должно обеспечить. При тестировании программы как белого ящика во внимание принимается внутренняя структура, т.е. класс и методы. Кроме этого, тестирование можно разделить на четыре уровня:

  • юнит тесты — тестирование отдельных участков кода;
  • интеграционное тестирование — тестирование взаимодействия и совместной работы компонентов;
  • системное тестирование — тестирование всей системы как целого;
  • приемное тестирование — итоговое тестирование готовой системы на соответствие требованиям.

Юнит тестирование по определению является тестированием белого ящика.

Используется unit тестирование в двух вариантах - JUnit 3 и JUnit 4. Рассмотрим обе версии, так как в старых проектах до сих пор используется 3-я версия, которая поддерживает Java 1.4.

JUnit 3

Для создания теста следует наследовать тест-класс TestCase, переопределить методы setUp и tearDown при необходимости, ну и самое главное — разработать тестовые методы, наименование которых должно начинаться с аббривиатуры "test". При запуске теста сначала создается экземляр тест-класса (для каждого теста в классе отдельный экземпляр класса), затем выполняется метод setUp, запускается сам тест, ну и в завершение выполняется метод tearDown. Если какой-либо из методов вызывает исключение, тест считается провалившимся.

Примечание : тестовые методы должны быть public void, могут быть static.

Тесты состоят из выполнения некоторого кода и проверок. Проверки чаще всего выполняются с помощью класса Assert хотя иногда используют ключевое слово assert.

В качестве примера рассмотрим утилиту для работы со строками, включающую методы для проверки пустой строки и представления последовательности байт в виде 16-ричной строки:

public class JUnit3StringUtilsTest extends TestCase {
  private final Map toHexStringData = new HashMap();

  protected void setUp() throws Exception {
      toHexStringData.put("", new byte[0]);
      toHexStringData.put("01020d112d7f", new byte[]{1,2,13,17,45,127});
      toHexStringData.put("00fff21180"  , new byte[]{0,-1,-14,17,-128 });
      //...
  }

  protected void tearDown() throws Exception {
      toHexStringData.clear();
  }

  public void testToHexString() {
      for (Iterator iterator = toHexStringData.keySet().iterator(); 
                                                     iterator.hasNext();)
      {
          final String expected = (String)iterator.next();
          final byte[] testData = (byte[])toHexStringData.get(expected);
          final String actual = StringUtils.toHexString(testData);
          assertEquals(expected, actual);
      }
  }
  //...
}

Дополнительные возможности, TestSuite

JUnit 3 имеет несколько дополнительных возможностей. Например, можно группировать тесты. Для этого необходимо использовать класс TestSuite:

public class JUnit3StringUtilsTestSuite extends TestSuite {
  public JUnit3StringUtilsTestSuite() {
      addTestSuite(StringUtilsJUnit3Test.class);
      addTestSuite(OtherTest1.class);
      addTestSuite(OtherTest2.class);
  }
}

Можно исполнение теста повторить несколько раз. Для этого используется RepeatedTest :

public class JUnit3StringUtilsRepeatedTest extends RepeatedTest {
  public JUnit3StringUtilsRepeatedTest() {
      super(new JUnit3StringUtilsTest(), 100);
  }
}

Наследуя тест-класс от ExceptionTestCase, можно проверить код на выброс исключения :

public class JUnit3StringUtilsExceptionTest extends ExceptionTestCase {
  public JUnit3StringUtilsExceptionTest(final String name) {
      super(name, NullPointerException.class);
  }

  public void testToHexString() {
      StringUtils.toHexString(null);
  }
}

Как видно из примеров все довольно просто и ничего лишнего - минимум кода для JUnit тестирования.

JUnit 4

В JUnit 4 добавлена поддержка новых возможностей из Java 5.0; тесты могут быть объявлены с помощью аннотаций. При этом существует обратная совместимость с предыдущей версией фреймворка. Практически все рассмотренные выше примеры будут работать и в JUnit 4 за исключением RepeatedTest, который отсутствует в новой версии.

Какие внесены изменения появились в JUnit 4? Рассмотрим тот же пример, но уже с использованием новых возможностей :

public class JUnit4StringUtilsTest extends Assert {
  private final Map<String, byte[]> toHexStringData = 
                                    new HashMap<String, byte[]>();

  @Before
  public static void setUpToHexStringData() {
      toHexStringData.put("", new byte[0]);
      toHexStringData.put("01020d112d7f", new byte[]{1,2,13,17,45,127});
      toHexStringData.put("00fff21180"  , new byte[]{0,-1,-14,17,-128});
      //...
  }

  @After
  public static void tearDownToHexStringData() {
      toHexStringData.clear();
  }

  @Test
  public void testToHexString() {
      for (Map.Entry<String, byte[]> 
                                      entry : toHexStringData.entrySet())
      {
          final byte[] testData = entry.getValue();
          final String expected = entry.getKey();
          final String actual = StringUtils.toHexString(testData);
          assertEquals(expected, actual);
      }
  }
}

Что изменилось в JUnit 4 ?

  • Для упрощения работы можно наследоваться от класса Assert, хотя это необязательно.
  • Аннотация @Before обозначает методы, которые будут вызваны перед исполнением тестов. Методы должны быть public void. Здесь обычно размещаются предустановки для теста, в нашем случае это генерация тестовых данных (метод setUpToHexStringData).
  • Можно использовать аннотацию @BeforeClass, которая обозначает методы, которые будут вызваны до создания экземпляра тест-класса; методы должны быть public static void. Данную аннотацию (метод) имеет смысл использовать для тестирования в случае, когда класс содержит несколько тестов, использующих различные предустановки, либо когда несколько тестов используют одни и те же данные, чтобы не тратить время на их создание для каждого теста.
  • Аннотация @After обозначает методы, которые будут вызваны после выполнения тестов. Методы должны быть public void. Здесь размещаются операции освобождения ресурсов после теста; в нашем случае — очистка тестовых данных (метод tearDownToHexStringData).
  • Аннотация @AfterClass связана по смыслу с @BeforeClass, но выполняет методы после тестирования класса. Как и в случае с @BeforeClass, методы должны быть public static void.
  • Аннотация @Test обозначает тестовые методы. Как и ранее, эти методы должны быть public void. Здесь размещаются сами проверки. Кроме того, в данной аннотации можно использовать два параметра, expected — задает ожидаемое исключение и timeout — задает время, по истечению которого тест считается провалившимся.

Примеры использования аннотаций с параметрами, JUnit Test :

@Test(expected = NullPointerException.class)
  public void testToHexStringWrong() {
      StringUtils.toHexString(null);
}

@Test(timeout = 1000)
  public void infinity() {
      while (true);
}

Игнорирование выполнения теста, JUnit Ignore

Если один из тестов по какой-либо серьезной причине необходимо отключить, например, тест постоянно завершается с ошибкой. Исправление теста можно отложить до светлого будущего аннотированием @Ignore. Если поместить эту аннотацию на класс, то все тесты в этом классе будут отключены.

@Ignore
@Test(timeout = 1000)
public void infinity() {
      while (true);
}

Правила тастирования, JUnit Rule

JUnit позволяет использовать определенные разработчиком правила до и после выполнения теста, которые расширяют функционал. Например, есть встроенные правила для задания таймаута для теста (Timeout), для задания ожидаемых исключений (ExpectedException), для работы с временными файлами(TemporaryFolder) и др.

Для объявления правила необходимо создать public не static поле типа производного от MethodRule и аннотировать его с помощью ключевого слова Rule.

public class JUnitOtherTest
{
    @Rule
    public final TemporaryFolder folder = new TemporaryFolder();

    @Rule
    public final Timeout timeout = new Timeout(1000);

    @Rule
    public final ExpectedException thrown = ExpectedException.none();

    @Ignore
    @Test
    public void anotherInfinity() {
        while (true);
    }

    @Test
    public void testFileWriting() throws IOException
    {
        final File log = folder.newFile("debug.log");
        final FileWriter logWriter = new FileWriter(log);
        logWriter.append("Hello, ");
        logWriter.append("World!!!");
        logWriter.flush();
        logWriter.close();
    }

    @Test
    public void testExpectedException() throws IOException
    {
        thrown.expect(NullPointerException.class);
        StringUtils.toHexString(null);
    }
}

Наборы тестов, JUnit Suite, SuiteClasses

Запуск теста может быть сконфигурирован с помощью аннотации @RunWith. Тестовые классы, которые содержат в себе тестовые методы, можно объединить в наборы тестов (Suite). Например, создано два класса тестирования объектов : TestFilter, TestConnect. Эти два тестовых класса можно объединить в один тестовый класс TestWidgets.java :

package com.objects;

import org.junit.runner.RunWith;
import org.junit.runners.Suite;

@RunWith(Suite.class)
@Suite.SuiteClasses ({
    TestFilter.class,
    TestConnect.class
})

public class TestWidgets {}

Для настройки запускаемых тестов используется аннотация @SuiteClasses, в которую включены тестовые классы.

Аннотация Categories

Аннотация Categories позволяет объединить тесты в категории (группы). Для этого в тесте определяется категория @Category, после чего настраиваются запускаемые категории тестов в Suite. Это может выглядеть следующим образом:

public class JUnitStringUtilsCategoriesTest extends Assert
{
    //...

    @Category (Unit.class)
    @Test
    public void testIsEmpty() {
       //...
    }
    //...
}

@RunWith (Categories.class)
@Categories.IncludeCategory (Unit.class)
@Suite.SuiteClasses ({
    JUnitOtherTest.class, 
	JUnitStringUtilsCategoriesTest.class 
})
public class JUnitTestSuite {}

Аннотация, JUnit Parameterized

Аннотация Parameterized позволяет использовать параметризированные тесты. Для этого в тест-классе объявляется статический метод, возвращающий список данных, которые будут использованы в качестве аргументов конструктора класса.

@RunWith (Parameterized.class)
public class JUnitStringUtilsParameterizedTest extends Assert
{
    private final CharSequence testData;
    private final boolean expected;

    public JUnitStringUtilsParameterizedTest(final CharSequence testData,
                                             final boolean expected) 
    {
        this.testData = testData;
        this.expected = expected;
    }

    @Test
    public void testIsEmpty () {
        final boolean actual = StringUtils.isEmpty (testData);
        assertEquals(expected, actual);
    }

    @Parameterized.Parameters
    public static List<Object[]> isEmptyData() {
        return Arrays.asList(new Object[][] {
            { null, true },
            { "", true },
            { " ", false },
            { "some string", false },
        });
    }
}

Параметризирование метода : Theories.class, DataPoints, DataPoint, Theory

Аннотация Theories параметризирует тестовый метод, а не конструктор. Данные помечаются с помощью @DataPoints и @DataPoint, тестовый метод — с помощью @Theory. Тест, использующий этот функционал, может выглядеть примерно следующим образом :

@RunWith (Theories.class)
public class JUnitStringUtilsTheoryTest extends Assert
{
    @DataPoints
    public static Object[][] isEmptyData = new Object[][] {
        { "", true },
        { " ", false },
        { "some string", false },
    };

    @DataPoint
    public static Object[] nullData = new Object[] { null, true };

    @Theory
    public void testEmpty(final Object... testData)
    {
        final boolean actual = 
                      StringUtils.isEmpty ((CharSequence) testData[0]);
        assertEquals(testData[1], actual);
    }
}

Порядок выполнения тестов

Если необходимо выполнить тест в определенном порядке, то можно воспользоваться аннотацией @FixMethodOrder(MethodSorters.NAME_ASCENDING), определенной в JUnit 4.11. Например :

@FixMethodOrder(MethodSorters.NAME_ASCENDING)
public class MyTest {
    @Test 
	public void test01(){...}
    @Test 
	public void test02(){...}
	...
    @Test 
	public void test09(){...}
}

В противном случае можно использовать следующие 2 подхода.

void test01(); 
void test02(); 
...
void test09(); 

@Test
public void testOrder1() { test1(); test3(); }

@Test(expected = Exception.class)
public void testOrder2() { test2(); test3(); test1(); }

@Test(expected = NullPointerException.class)
public void testOrder3() { test3(); test1(); test2(); }
@Test
public void testAllOrders() {
    for (Object[] sample: permute(1, 2, 3)) {
        for (Object index: sample) {
            switch (((Integer) index).intValue()) {
                case 1: test1(); break; 
                case 2: test2(); break; 
                case 3: test3(); break; 
            }
        }
    }
}

Список основных аннотаций

АннотацияОписание
@Test
public void testMethod()
метод является тестовым
@Test(timeout=100)
public void testMethod()
если время выполнения превысит параметр timeout, то тест будет завершен неудачно
@Test (expected = MyException.class)
public void testMethod()
метод должен выбросить исключение принадлежащие к классу MyException, в противном случае тест будет завершен неудачно
@Ignore
public void testMethod()
игнорировать тестовый метод
@BeforeClass
public static void testMethod()
метод вызывающийся один раз для класса перед выполнением тестовых методов; здесь можно разместить инициализацию которую нужно выполнять только один раз, например, прочитать данные, которые будут использоваться в тестовых методах или создать соединение с базой данных
@AfterClass
public static void testMethod()
метод вызывающийся один раз для класса после выполнения тестовых методов; здесь можно разместить деинициализацию которую нужно выполнять только один раз, например, закрыть соединение с базой данных или удалить данные, которые больше не нужны
@Before
public static void beforeMethod()
метод, вызывающийся перед каждым тестовым методом в тестовом классе; здесь можно выполнить необходимую инициализацию, например, выставить начальные параметры
@After
public static void afterMethod()
метод, вызывающийся после каждого тестового метода в тестовом классе; здесь можно выполнить необходимую деинициализацию, например, удалить данные, которые больше не нужны

Список типов проверок Asserts

Тип проверкиОписание
fail()
fail(String message)
прерывание теста с ошибкой, т.е. тест будет неудачным
assertTrue(boolean condition)
assertTrue(java.lang.String message, boolean condition)
проверка на равенство условия condition значению true
assertFalse(boolean condition)
assertFalse(String message, boolean condition)
проверка на равенство условия condition значению false
assertEquals(<тип> expected, <тип> actual)
assertEquals(String message, <тип> expected, <тип> actual)
проверка на равенство; <тип> — это Object, int, double и т.д.
assertArrayEquals(byte[] expecteds, byte[] actuals)
assertArrayEquals(String message, <тип>[] expecteds, <тип>[] actuals)
проверка массивов на равенство; аналогично assertEquals; <тип> — это Object, int, double и т.д.
assertNotNull(Object object)
assertNotNull(String message, Object object)
проверка, что Object не null
assertNull(Object object)
assertNull(String message, Object object)
проверка, что Object null
assertSame(Object expected, Object actual)
assertSame(String message, Object expected, Object actual)
проверка на равенство двух объектов expected и actual, т.е. один и тот же объект

Пример JUnit тестирования

Для демонстрации основных возможностей JUnit, используем примитивный java класс FuncMath, который имеет два метода - нахождение факториала неотрицательного числа и суммы двух чисел. Кроме того, в экземпляре класса будет находится счетчик вызовов методов.

public class FuncMath
{
    int calls;

    public int getCalls() {
        return calls;
    }
    public long factorial(int number) {
        calls++;

        if (number < 0)
            throw new IllegalArgumentException();

        long result = 1;
        if (number > 1) {
            for (int i = 1; i < = number; i++)
                result = result * i;
        }

        return result;
    }

    public long plus(int num1, int num2) {
        calls++;
        return num1 + num2;
    }
}

Иногда для выполнения каждого тестового сценария необходим некоторый контекст, например, заранее созданные экземпляры классов. А после выполнения нужно освободить зарезервированные ресурсы. В этом случае используют аннтоации @Before и @After. Метод, помеченный @Before будет выполняться перед каждым тестовым случаем, а метод, помеченный @After - после каждого тестового случая. Если же инициализацию и освобождение ресурсов нужно сделать всего один раз - соответственно до и после всех тестов - то используют пару аннотаций @BeforeClass и @AfterClass.

Тестовый класс с несколькими сценариями будет иметь следующий вид :


import org.junit.Test;
import org.junit.After;
import org.junit.Before;
import org.junit.Assert;
import org.junit.AfterClass;
import org.junit.BeforeClass;

public class JUnit_funcMath extends Assert
{
    private FuncMath math;

    @Before
    public void init() {
        math = new FuncMath();
    }
    @After
    public void tearDown() { 
        math = null;
    }
    @Test
    public void calls() {
        assertEquals("math.getCalls() != 0", 0, dao.getConnection());

        math.factorial(1);
        assertEquals(1, math.getCalls());

        math.factorial(1);
        assertEquals(2, math.getCalls());
    }

    @Test
    public void factorial() {
        assertTrue(math.factorial(0) == 1);
        assertTrue(math.factorial(1) == 1);
        assertTrue(math.factorial(5) == 120);
    }

    @Test(expected = IllegalArgumentException.class)
    public void factorialNegative() {
        math.factorial(-1);
    }

    @Ignore
    @Test
    public void todo() {
        assertTrue(math.plus(1, 1) == 3);
    }
}

Метод calls тестирует правильность счетчика вызовов. Метод factorial проверяет правильность вычисления факториала для некоторых стандартных значений. Метод factorialNegative проверяет, что для отрицательных значений факотриала будет брошен IllegalArgumentException. Метод todo будет проигнорирован.

В заключении следует отметить, что в статье представлены не все возможности использования JUnit. Но как видно из приведенных примеров, фреймворк достаточно прост в использовании, дополнительных возможностей немного, но есть возможность расширения с помощью правил и запускалок.

  Рейтинг@Mail.ru