Layout интерфейса приложения Android

В приложении Android контейнер компонентов имеет тип ViewGroup. Существует несколько разновидностей классов, наследующих свойства ViewGroup и определяющих структуру расположения компонентов в интерфейсе : LinearLayout, RelativeLayout, FrameLayout, TableLayout, ConstraintLayout и т.д. Отличия этих классов связаны с упорядочиванием компонентов :

ConstraintLayout позволяет привязывать компонент к границам экрана или к другим компонентам.
LinearLayout позволяет размещать View-компоненты в виде одной строки (horizontal) или одного столбца (vertical).
RelativeLayout настраивает положение каждого компонента относительно других.
AbsoluteLayout использует для каждого компонента явную позицию на экране в системе координат X, Y.
TableLayout отображает элементы в виде таблицы, по строкам и столбцам.

Рассмотрим вопрос привязки компонентов в ConstraintLayout. Для этого создадим новое приложение p02layout по типу и подобию, описанному на странице Модули Android.

Привязка компонента в ConstraintLayout

Во вновь созданном проекте p02layout откроем модуль activity_main.xml в режиме Design и удалим включаемый по умолчанию компонент TextView с текстом «Hello World!», поскольку ему не требуется привязка; она создана студией. После этого добавим новый компонент TextView из палитры (Pallete) в интерфейс окна.

Если переключиться на текстовое представление модуля activity_main.xml, то можно сразу же увидить, что :

  • в качестве контейнера компонентов студия использовала при создании приложения ConstraintLayout;
  • компонент TextView подчеркнут красной линией.

При наведении на TextView мышкой во всплывающей подсказке Android Studio покажет ошибку :

This view is not constrained, it only has designtime positions, so it will jump to (0,0) unless you add constraints.

Этим сообщением IDE подсказывает нам, что компонент не «привязан», и его текущее положение в интерфейсе актуально только на время разработки. А при старте приложения положение компонента будет проигнорировано, и View переместится в точку (0,0), т.е. в верхний левый угол. Чтобы зафиксировать положение View в определенном месте ConstraintLayout необходимо добавить привязки (constraints). Они будут задавать положение View на экране относительно каких-либо других элементов или относительно родительского View.

Как добавить привязки?

Если выделить на экране TextView, то можно увидеть 4 круга по его сторонам. Эти круги используются для привязки компонента по горизонтали и вертикали. Напоминаю, что контейнер ConstraintLayout занимает весь экран и его края совпадают с краями экрана, а также он является родителем TextView.

Чтобы привязать компонент к левой стороне экрана по горизонтали выделите его левой кнопкой мыши, после этого тащите левый круг к левой границе экрана. Как только стрелка коснется левой границы экрана, то компонент также сразу же переместиться к левой стороне экрана. Изображение курсора меняется в зависимости от нахождения курсора на компоненте, перемещения круга или перемещения компонента.

После этого необходимо «схватить» компонент левой клавишей мыши и переместить вправо на требуемую величину (нижний скриншот). Обратите внимание на число под стрелкой, которое меняется при перемещении компонента. Это величина отступа TextView от объекта, к которому он привязан; в нашем случае от левой границы родителя ConstraintLayout.

Теперь, Вам не составит труда привязать компонент к верхней границе экрана. Для этого необходимо повторить предыдущую операцию, но только уже с верхней стороной компонента.

Примечание : привязка компонента изображается на экране в виде прямой сплошной линии. Но если сделать двустороннюю привязку по горизонтали или вертикали, т.е. привязать компонент, например, к левой и правой сторонам экрана, то привязки будут изображены на экране в виде пружины.

«Привязка» компонентов между собой

Компоненты можно привязывать не только к границам родителя, но и к другим View. Связанные между собой компоненты перемещаются по экрану вместе. То есть, перемещение главного компонента в новую позицию формы автоматически переместит и связанные с ним другие компоненты.

Давайте разместим в интерфейсе новый компонент типа PlainText и привяжем его к компоненту TextView. Компоненты связываются между собой также соответствующими кругами на сторонах. Как только вы подводите стрелку «дочернего» компонента к «родительскому», то студия подсветит у родителя его круги. Останется только совместить стрелку с кругом. После этого можно привязанный компонент перетаскивать и менять его относительное удаление.

Удаление привязки

Чтобы удалить привязку, необходимо просто нажать на соответствующий кружок компонента.

Исходный текст activity_main.xml

Исходный текст включает описания двух компонентов. Главный тег описания макета интерфейса представлен типом android.support.constraint.ConstraintLayout. Идентификатор компонента в описании обозначается атрибутом android:id. Остальные параметры (атрибуты) определяют размеры, относительные положения и специфические свойства компонента.

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<android.support.constraint.ConstraintLayout 
    xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    xmlns:app="http://schemas.android.com/apk/res-auto"
    xmlns:tools="http://schemas.android.com/tools"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    tools:context=".MainActivity">

    <TextView
        android:id="@+id/lblLogin"
        android:layout_width="75dp"
        android:layout_height="19dp"
        android:layout_marginStart="88dp"
        android:layout_marginTop="52dp"
        android:text="Login"
        app:layout_constraintStart_toStartOf="parent"
        app:layout_constraintTop_toTopOf="parent" />

    <EditText
        android:id="@+id/edLogin"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_marginTop="44dp"
        android:ems="10"
        android:inputType="textPersonName"
        app:layout_constraintStart_toStartOf="@+id/lblLogin"
        app:layout_constraintTop_toBottomOf="@+id/lblLogin" />

</android.support.constraint.ConstraintLayout>

На следующем скриншоте представлен интерфейс работающего приложения. При вводе в текстовую строку PlainText символов устройство Android (эмулятор) открыл панель клавиатуры и высветил подсказки.

Шаблон LinearLayout

Прежде чем переходить к линейному макетированию компонентов заглянем в основной класс приложения MainActivity.java.

import android.support.v7.app.AppCompatActivity;
import android.os.Bundle;

public class MainActivity extends AppCompatActivity {

    @Override
    protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
        super.onCreate(savedInstanceState);
        setContentView(R.layout.activity_main);
    }
}

Класс MainActivity.java имеет метод onCreate, который вызывается, когда приложение создает и отображает Activity. В первой строке метода происходит обращение к суперклассу. А вот во второй строке метод setContentView(int) фоормирует интерфейс Activity из layout-файла. В качестве аргумента методу передается не путь к layout-файлу (res/layout/activity_main.xml), а идентификатор файла ID.


setContentView(R.layout.activity_main)
 

Создадим новый layout. Для этого выберем пункт меню New => XML => Layout XML file. Любители горячих клавиш могут использовать второй способ : при выделенной папке res/layout нажать ALT+Insert, и там уже клавишами выбрать соответствующий пункт.

Во вновь открывшемся окне необходимо определить наименование XML-файла макетирования интерфейса и выбрать тип (Root Tag).

После определения имени linear в папке layout должна появиться новая запись (linear.xml). Все файлы XML, связанные с настройкой интерфейса, размещаются в директории приложения res/layout.

Теперь откроем файл linear.xml в режиме Design и разместим в интерфейсе три кнопки. При перетаскивании первой кнопки, Вы увидете, что она заняла весь экран по ширине. После перетаскивания второй кнопки размер первой уменьшился наполовину. И так далее. На скриншоте можно увидеть положения кнопок в интерфейсе. Кроме этого, в панели дерева (Component Tree) родителем кнопок является контейнер LinearLayout.

В исходном коде файла linear.xml (вкладка Text) можно посмотреть описание интерфейса :

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<LinearLayout 
    xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:orientation="horizontal">
    <Button
        android:id="@+id/button2"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_weight="1"
        android:text="Button" />
    <Button
        android:id="@+id/button3"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_weight="1"
        android:text="Button" />
    <Button
        android:id="@+id/button"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:layout_weight="1"
        android:text="Button" />
</LinearLayout>

Положение с горизонтального без каких-либо проблем можно изменить на вертикальное. Для этого следует либо в тексте файла linear.xml переопределить атрибут «android:orientation» на "vertical", либо в панели атрибутов установить соответствующее значение, как это представлено на скриншоте.

Чтобы стартовать приложение с шаблоном интерфейса linear.xml необходимо в метод onCreate класса MainActivity.java внести изменения во вторую строку : setContentView(R.layout.linear). Интерфейс работающего приложения с линейным контейнером расположения компонентов LinearLayout представлен на скриншоте.

Если Вы полностью самостоятельно повторили все действия, связанные с привязками компонентов в контейнерах типа ConstraintLayout и LinearLayout, то Вам не составит труда выполнить подобные действия с контейнерами RelativeLayout и AbsoluteLayout.

Продолжение статьи с табличным расположением компонентов TableLayout представлено здесь.

Связанные страницы

Пример создания проекта Android
Модули Android приложения
TableLayout приложения Android
Локализация приложения Android

  Рейтинг@Mail.ru